•                          
  •                          
  •                          
  •                          
  •                          
  •                          

Как выбрать горный велосипед

Самые распространенные на территории СНГ – горные велосипеды. Их покупают и для города, и для поездок по бездорожью, и в качестве туристического велосипеда. На самом деле рельефные шипованные покрышки мало подходят для постоянной езды по асфальту, они предназначены именно для грунта, но велолюбителей это не останавливает. В остальном горные велосипеды ценятся за надежность и удобство. При желании можно докупить второй комплект колес с гладкими покрышками и ездить на них по городу с хорошей скоростью.

Виды горных велосипедов

Горные велосипеды бывают двух видов: хардтейл и двухподвес. Хардтейлы (от англ. hard tail – жесткий хвост) имеют только переднюю амортизацию, в некоторых моделях есть блокировка вилки, фактически превращающая ее в ригидную. Хардтейлы наиболее распространены. На них участвуют в соревнованиях по кросс-кантри – скоростной езде по бездорожью, а также в слаломе, дёрте.

Двухподвесы имеют двойную амортизацию – переднюю вилку и задний амортизатор на раме. Это позволяет эффективно гасить тряску, без проблем передвигаться по ухабам, кочкам и покорять каменистые склоны. Подходят для даунхилла – скоростного спуска по склонам. Часто у двухподвесов встречается двухкоронная вилка, благодаря которой велосипед справляется даже с экстремальными нагрузками. Двухподвесы отличаются сложной конструкцией, большим весом и высокой ценой. Также они неудобны для поездок по ровной дороге: велосипед как бы раскачивается вверх-вниз, снижается скорость и эффективность педалирования.

В некоторых дисциплинах, таких как триал, стрит, циклокросс, используются велосипеды без амортизации, с жесткой передней вилкой для лучшего контроля байка и облегчения его веса.

Плюсы и минусы горных велосипедов

Горные велосипеды имеют свои преимущества и недостатки, присущие именно этому виду.

Плюсы:
  • хорошая проходимость в любую погоду;
  • надежность и выносливость;
  • высокая проходимость;
  • удобная посадка;
  • мощные тормоза (чаще дисковые).
Минусы:
  • большой вес;
  • невысокая скорость на асфальте.

Не всегда в комплекте с велосипедом идут аксессуары, поэтому можно докупить дополнительно крылья, держатель для фляги и саму флягу, а также освещение. Это нельзя отнести к минусам, но стоит все же подумать при покупке о комфорте, особенно если собираетесь использовать велосипед в городе или для велопоходов.

Подбор велосипеда по росту и весу

Велосипеды обычно имеют максимально допустимый уровень нагрузки. Если вес райдера превышает 110 кг, стоит выбрать вариант с мощной рамой, двойным ободом и увеличенным количеством спиц. Хрупким девушкам и подросткам лучше выбирать облегченные модели. В остальных случаях вес райдера не имеет большого значения.

Рост при выборе горного велосипеда – один из важнейших параметров, так как от этого зависит ростовка или размер рамы. В идеале стоит посмотреть на понравившуюся модель вживую и «примерить» ее, так как при одинаковом росте длина ног велосипедистов может быть разной. Размер рамы у разных производителей может несколько отличаться.

Если встать с седла на пол обеими ногами, расстояние между верхней трубой и промежностью должно оставаться 5-10 см свободного пространства для безопасности. Если сесть на седло, нога в положении педали внизу должна быть полностью выпрямлена. На байки для триала и дёрта эти правила не распространяются.

Какие бывают размеры рамы для взрослого райдера:
  • рост 135–155 см – нужна 14-дюймовая рама или XS;
  • 150–165 см — 16-дюймовая или S;
  • 165–175 см — 18-дюймовая или M;
  • 175–185 см — 20-дюймовая или L;
  • 185–195 см — 22-дюймовая или XL;
  • 195 см и выше — 24-дюймовая или XXL.

Подросткам ростом от 135 см можно выбрать самую маленькую «взрослую» раму, хотя существуют и подростковые байки меньшего размера и веса. Девушкам ростом от 175 см, вероятнее всего, придется присмотреть мужскую модель. Впрочем, горные велосипеды для женщин имеют лишь незначительные отличия: более широкое седло, немного заниженную верхнюю трубу и укороченную раму, поэтому женщины могут спокойно выбирать мужские или унисекс модели.

Выбор велосипеда в зависимости от стиля катания

Какой горный велосипед выбрать – зависит от райдера, его уровня, стиля катания и пожеланий. Новичкам стоит присмотреться к универсальным неприхотливым моделям, освоив которые, можно переходить на узкоспециализированные виды. Впрочем, если вы сразу нацелены на покорение дёрта или быстрый спуск с крутых склонов, сразу присматривайте подходящий для этого велосипед.

Если вы покупаете велосипед для поездок от дома до работы, можно выбрать не только горный велосипед, но и гибридный или городской. Их возможностей будет хватать, если большая часть поездок будет приходиться на асфальтированные дороги или дорожки в парке. Для грунта, плохих дорог, грязи или конкретной дисциплины можно подобрать один из вариантов ниже.

Для кросс-кантри – гонок по пересеченной местности – подойдет хардтейл с передним амортизатором, с ходом вилки не более 100 мм, надежными дисковыми тормозами, колесами от 27,5 до 29 дюймов с достаточно широкими покрышками и алюминиевой рамой. Если участок изобилует камнями и другими препятствиями, можно обратить внимание на двухподвесы.

Для даунхилла – скоростного спуска с крутых склонов – нужно выбирать тяжелый мощный двухподвес, желательно с двухкоронной вилкой переднего амортизатора с ходом подвески от 150 мм. Прочная рама, мощные колеса, гидравлические тормоза придают конструкции надежность, но значительно увеличивают вес. Такие велосипеды предназначены именно для спуска и не рассчитаны на обычные прогулки, особенно если придется ехать в гору.

Фрирайд потребует еще более прочной конструкции, так как помимо спусков и езды по пересеченной местности здесь есть преодоление препятствий, езда по узким тропкам, прыжки, в том числе и с большой высоты, поэтому здесь наличие двухкоронной вилки с большим ходом амортизаторов (до 180 мм) практически обязательно.

Для дёрт-джампинга – прыжков и трюков на трамплинах – используются похожие на BMX-байки хардтейлы с передней амортизацией. Часто они могут иметь только одну скорость и задний тормоз для облегчения конструкции. Ростовка рамы обычно небольшая.

В триале, где выполняются трюки, прыжки по естественным и искусственным препятствиям от лестниц и скамеек до поваленных стволов, используются легкие прочные велосипеды без седла с мощными тормозами, чаще гидравлическими, жесткой вилкой и колесами от 20 до 26 дюймов.

Циклокросс – гонки по пересеченной местности – потребует похожего на шоссейник байка. По факту от шоссейника он отличается более прочной, но легкой рамой, широкими колесами с агрессивными протекторами для лучшего сцепления с грунтом. Как и шоссейники, снабжен рулем-бараном, тогда как остальные горные байки имеют прямой руль

Эндуро или All-mountain – практически универсальные байки для гор, предназначенные и для крутых спусков, и для подъемов, и для кросс-кантри. В отличие от байков для даунхилла, на них спокойно можно добраться до места катания, въехать на склон и с него же спуститься. Отличаются короткоходными амортизаторами вилки и наличием амортизации на подседельном штыре.

Еще один вариант горных велосипедов – фэт-байк, который отличается широкими колесами без камер и заслуживает звание настоящего вездехода. К его достоинствам относится высокая проходимость: на нем удобно ездить по песку, мягкому грунту, снегу. Это хороший выбор для тех, кто не спешит заканчивать велосипедный сезон с наступлением зимы. Также байк имеет впечатляющий внешний вид, но развить высокую скорость на нем не получится за счет большого веса. Фэт-байки также используются в соревнованиях, например, по мини-даунхиллу.

В последнее время набирают популярность горные байки с электромотором. Они наиболее удобны для тех, кто много времени проводит в дороге – и не всегда по хорошему покрытию. Это позволяет легко добраться до пункта назначения, не тратя лишних сил и не покрываясь испариной на подъемах.

Не забудьте приобрести защиту: как минимум, шлем и перчатки, а для даунхилла и других агрессивных стилей катания вплоть до комбинезона или куртки со вставками, предотвращающими повреждения и травмы.

Выбор по бренду и бюджету

В магазинах представлен большой ассортимент горных байков как от недорогих малоизвестных моделей до впечатляющих ценником известных марок. На территории Казахстана наиболее известны эти фирмы: американские TREK и Cannondale, тайваньский Giant, Greenway, также популярны бренды Trinx, Stels, Stinger, Forward и казахстанские марки Biwec и AVA.

Цены на бюджетные модели начинаются в эквиваленте 150-200 долларов США, а самые дорогие могут стоить несколько тысяч. Стоит ли покупать бюджетный горный велосипед? Да, если вы не планируете покорять на нем склоны или заниматься трюками. Он поможет улучшить физическую форму, подготовить к более серьезным тренировкам и просто понять, что вы хотите получить от езды. Стоимость двухподвесов начинается от 400-500 долларов и выше.

Если бюджет позволяет, стоит сразу приобрести байк из средней ценовой категории, чем докупать и обновлять бюджетный, впрочем, при активном использовании велосипеда запчасти понадобятся вне зависимости от его стоимости.

Читайте наш блог на Яндекс.Дзен